АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
+7 (8332)22-28-70
Для обращений
Киров, ул. Сормовская, 2
Перейти в ВК

79 лет троллейбусному движению Кирова!

7 ноября исполняется 79 лет троллейбусному движению города Кирова! Поздравляем всех работников троллейбусного депо с этой датой и желаем каждому крепкого здоровья, семейного благополучия, легких рейсов и благодарных пассажиров!

Появление электротранспорта в Кирове имеет интересную историю, которая началась в 1943 году. Население города тогда составляло 145 тысяч жителей, в результате эвакуации предприятий и персонала увеличилось вдвое, а количество городских автобусов тогда составляло всего 23 машины.

Среди привезённых литейным заводом № 226 материалов обнаружились троллейбусные провода. В условиях недостатка топлива, которое в основном поставлялось на фронт, эта находка натолкнула местные власти на мысль о внедрении в городе электротранспорта. В марте 1943 года в кировский горсовет пришёл помеченный грифом «Секретно» документ, дающий добро на постройку первого троллейбусного маршрута: Железнодорожный вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — ул. Коммуны — Гостиница (около пяти километров).

Первые троллейбусы прибыли в Киров по железной дороге в апреле 1943 года. Это были видавшие виды машины марки ЯТБ-1, № 4, 5, 10, 12, 13, 14. Некоторые из них пострадали от бомбардировок, которых не избежал перевозивший их эшелон. Эти троллейбусы были отремонтированы на предприятиях города.

В июле началось строительство первой троллейбусной линии. Строительству помогали многие горожане, например простые жители копали ямы под опоры контактной сети. Вместе с ними работали и будущие водители троллейбусов — в основном молодые, 17-18 летние девушки. Осенью первый отряд будущих водителей (18 курсантов) отправился обучаться в Москву.

Строительство контактной сети было завершено к 5 ноября 1943 года, за два дня до официального открытия, которое, по традиции того времени, было приурочено к политическому празднику. На первой линии (5 км): Железнодорожный вокзал — ул. Комсомольская — ул. Карла Маркса — ул. Коммуны — Гостиница работали машины, списанные из Ленинграда.

Официальное открытие троллейбусного движения состоялось 7 ноября в 18:15. Первый секретарь обкома Лукьянов торжественно перерезал обязательную в подобных случаях ленточку. За рулём машин сидели водители-ленинградцы, находившиеся в Кирове в эвакуации — Елизавета Григорьевна Евдокимова и Евгений Николаевич Глебов. В первый, торжественный рейс, троллейбусы отправились от гостиницы.

Кстати, в троллейбусном депо силами талантливых специалистов восстановлены два раритетных троллейбуса: МТБ-82 1953 года выпуска (синий) и ЗИУ-5 1970 года выпуска (красный). Обсуждается создание экскурсионных маршрутов, на которых планируется задействованы именно эти троллейбусы.